О духовной смерти и ее преодолении. Литургия в Казанском храме Солотчи

  • Главная
  • Новости
  • О духовной смерти и ее преодолении. Литургия в Казанском храме Солотчи
25 декабря 2019

30 ноября митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в поселке Солотча. Наставление после службы архипастырь посвятил разъяснению слов Христа, приведенных в евангельском отрывке, читавшемся в этот день в храме:

– В сегодняшнем Евангельском чтении, которое звучало за богослужением, дорогие братья и сестры, мы слышали странную, на первый взгляд, фразу. Когда один из тех, кто хотел последовать за Христом, сказал Ему: «позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего», Господь ответил ему странно и резко, особенно для нашего уха: «Оставь мертвым погребать своих мертвецов». Не оговорился ли Спаситель? Как же мертвые могут погребать мертвецов?.. Что имел в виду Христос? Конечно, мертвецы не могут погрести друг друга. Господь вкладывал в эти слова другой смысл: мертвые физически оставляются на погребение духовных мертвецов. А может ли человек быть духовным мертвецом, и как это понять – мертв ли человек духовно или жив?

С точки зрения биологической существуют свои критерии жизни. Например, человек может находиться без сознания даже длительное время, но пока его мозг жив, у близких остается надежда.

А как же определить смерть в духовном смысле? Мы видим вокруг нас множество людей, для которых слова «Церковь» и «духовность» ровным счетом ничего не значат. Более того, порой люди ругают Бога – достаточно взглянуть на комментарии в интернете под самыми разными темами, духовными в том числе.

Каким только страстям не предаются люди, ища цели жизни исключительно в стяжательстве, наслаждении земными примитивными удовольствиями, отвергая все духовное, убивая за презренный металл близких и совершая всякие непотребства! Такие люди духовно мертвы…

А можно ли оживить духовного мертвеца? Да, но это под силу только Божией благодати. Порой можно услышать истории о том, как Господь пробудил от сна смерти какого-либо человека. Вспоминаю одного почившего раба Божия, который рассказывал, каким он был в молодости безбожником. Так, однажды он пришел к врачу, народному умельцу, который поправил ему спину. Перед началом своего труда тот перекрестился и помолился. «А можно без этого?» – спросил его пришедший. Видите, даже одно упоминание имени Божия тогда его раздражало и вызывало возмущение! Надо понимать, что в то время, многие десятилетия ХХ века, люди так воспитывались, ведь вся сила государственной машины была направлена на формирование безбожников, своего рода биороботов. Но, слава Богу, благодать коснулась сердца этого человека и он пришел к Богу, стал чтецом и под конец жизни – диаконом. 

Конечно, атеистическое воспитание искажало восприятие людей в прошлом. А что же сейчас мешает человеку духовно оживать? Препятствием к этому служат страсти, которым потакает общая разлагающая атмосфера, телевидение и так далее.

Конечно, у нас есть добрые примеры благочестия, жизни и усердия в духовной жизни. Порой удивляешься, как люди, невзирая на личную слабость и другие трудности, ходят в храмы, как они исповедуются, каются в грехах! Вот поистине пример для всех, в том числе, и для священников, для нас!

Одна из наших рязанских прихожанок, 98 лет от роду, раньше в храме всегда стояла – это же дом Божий! И только достигнув нынешнего возраста, стала иногда присаживаться. Другая женщина, прихожанка Борисо-Глебского собора, 85 лет от роду, до сих пор в храме не садится никогда. Более того, в течение дня молится часов 5 или 6, стремясь держать свой взгляд постоянно устремленным горе, к небу.

Настолько ли мы духовно живы, дорогие братья и сестры? Это несложно определить – либо самостоятельно, либо с помощью друзей. Сегодня звучали слова апостола Павла, который говорил – «если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости». А духовны ли мы? Как мы живем, как и сколько молимся, имеем ли послушания Богу и Церкви? Как воспринимаем слова Евангелия, для кого и чего мы живем, и какова цель нашей жизни? Все эти вопросы мы должны ставить перед собой постоянно. Потому что именование «христианин» не дается ныне живущим раз и навсегда. Честь быть христианином не дается в Крещении навечно. Быть христианином – это значит находиться в состоянии постоянной борьбы, выбора. Нужно постоянно выбирать между добром и злом, между ложью и правдой. И только если мы боремся, тогда мы живы, мы христиане и мы духовные.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, включая священников, задавать себе вопросы, о которых только что шла речь, и быть по-настоящему живыми и духовными людьми. Нас очень часто затягивает в трясину жизни, но дай Бог всем нам противостоять этому, жить так, чтобы слова о духовных мертвецах не относились бы к нам с вами.

И пусть по молитве Божией Матери, которой посвящен этот храм, все мы будем идти по жизни, оставаясь живыми духовно.Официальный сайт Рязанской Епархии